О них мечтали все дети: обзор советских настольных игр 70-90х годов
Мне достался первый ход! Мы сыграем и узнаем, Кто и как себя ведет (Настольная игра «С утра до вечера»)
Семейный вечер, приглушенный свет лампы над журнальным столиком, родители передвигают фишки по квадратикам на подклеенной карте. Потом мы с сестрой подросли и сами стали играть. Когда терялись фишки, мы использовали вместо них пуговицы.
Простые, но любимые, игры времен Советского Союза передавались из поколения в поколение. Не у всех они сохранились до сегодняшнего дня. Но те кто эти настольные игры застал, наверняка помнят их до сих пор.
Если с другом вышел в путь: настольные путешествия
Игры-путешествия издавались как вкладыши в отдельные номера детских журналов. Замечательны тем, что правила к ним, нарисованые прямо на игровом поле, никогда не могли потеряться:
Города-герои
издательство "Малыш", 1981 г. Знакомясь с просторами Родины, игроки путешествуют от одного города до другого, собирая по пути "сувениры". Старт пути - конечно же, Красная площадь. |
Старый замок
издательство "Веселка", 1988 Игрокам предлагается совершить прогулку по лабиринтам старого замка. Коридоры, лестницы, переходы - немудрено и заблудиться и нужно быть очень внимательным, чтобы найти оттуда выход. |
В путь, друзья
предположительно, журнал «Веселые картинки», начало 1990-х гг. На даный момент в сети доступна только неотреставрированная копия. По туманным воспоминаниям, игра была на обратной стороне одной из предыдущих игр, вероятнее всего, «Кругосветного путешествия». |
Издательство "Звезда", 1992 г. Игра-ходилка с дополнительными сюжетными карточками по мотивам народных сказок с очень удачной стилизацией, автор - пермский филолог Шумов К.Э. |
Почувствуй себя героем
Патриотизм в Советском Союзе воспитывался с раннего детства: любовь к отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать свой народ и готовность подчинить свои интересы интересам Родины.
«Военная тайна»
издательство «Малыш», 1982 г. Игра создана по мотивам «Сказки о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове» Аркадия Гайдара. Путь Кибальчиша нарисован на игровом поле, а разные события из сказки, которые с ним происходят на этом пути - в специальной книжке. |
Юнармейцы
Производственное объединение "Парус", 1975 г. Тренировочная группа юных разведчиков соревнуется в успешном сборе важных донесений. "Проигравших в нашей игре не бывает! Чем чаще вы в нее будете играть, тем больше у вас будет накапливаться знаний, необходимых каждому юнармейцу." (из правил к игре) |
Все профессии нужны
В Советское время настольные игры, как и вся остальная печатная продукция, подлежали цензуре Главлита - Главного управления по делам литературы и издательств. Потому они обязаны были быть воспитательными и идейно правильными. Фактически, сюжет большинства игр был красивой социальной рекламой о том, как стать достойным гражданином своей страны.
"В космос"
издательство "Малыш", 1979г. Главная детская мечта мальчишек советской эпохи - стать космонавтом. Полететь, как Юра Гагарин, в открытый космос, навстречу неизведанному. В космонавты брали не всех, но с такой игрой попробовать себя в этом качестве мог любой. Разве нарисованные звезды хуже настоящих в детских фантазиях? |
Мы капитаны
издательство «Малыш», 1981 г. Игроки - капитаны рыболовецких сейнеров - должны не просто довести свои корабли до рыбокомбината, но и наловить по дороге не менее 30-ти тонн свежей рыбы! |
Собери урожай
Московский комбинат игрушек, 1987 г. Выигрывает тот, кто первым соберет все яблоки со своей яблони. И никакого злого сторожа, стреляющего солью по мягким местам юных садоводов. |
Разнеси почту
Точное название неизвестно, предположительно, цель игры была быстрее всех разнести свою почту, выбирая разные маршруты на карте и пользуясь общественным транспортом. К игре прилагались фишки двух видов: фишки почтальонов разных цветов и тех же цветов фишки для обозначения адресов, куда следовало отнести почту. Ходить можно было на одну клетку за ход или на одну остановку общественного транспорта, если ты стоял на остановке, переходить улицу только в местах со светофорами. |
Хорошо забытое старое
Мировая история таит в себе неисчислимое количество интересных игровых сюжетов. К сожалению, в Советском Союзе было нелегко опубликовать игру о других эпохах и временах, какой бы хорошей она ни была. Три последующих игры были созданы Владимиром Голицыным в 1930-х годах, но издания не дождались. Публиковались один-единственный раз в разных номерах журнала "Пионер " в 1989-90 годах:
"Пираты"
журнал "Пионер", №6 за 1989 г. Действия игры происходят в ХV веке и касаются борьбы между испанскими завоевателями и морскими пиратами за награбленные в Америке сокровища. Задача испанцев - довезти награбленное в порт Кадиса. Задача пиратов - отобрать у испанцев их груз и увезти в одно из своих убежищ. Для передвижения по карте «Пиратов» используется специальная вертушка, которая «определяет силу и направления ветра». Современный вариант такой вертушки |
Беглые, или Вот тебе, бабушка, и Юрьев день
журнал "Пионер", №12 за 1989 г. Настольная игра о крепостных крестьянах, которые убежали из Кирилло-Белозерского монастыря, и, после ряда приключений, стали донскими казаками. |
В ХV веке крестьяне свободно могли оставить землю, на которой они проживали ранее, и перейти к другому землевладельцу, уплатив прежнему хозяину долги и пошлину за пользование двором и земельным наделом – пожилое, позже переход был разрешен только в течение недели до Юрьева дня и недели после него. В 1581 году эта возможность была вообще исключена, а в России таким образом было установлено крепостное право - отсюда поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!».
журнал "Пионер", №8 за 1990 г. Игра посвящена колониальным войнам в Индийском и Тихом океанах. Пять игроков на кораблях одновременно отправляются из Европы с целью захватить новые колонии раньше конкурентов. Победить в игре нелегко: в морских сражениях можно погибнуть или получить такую пробоину, что приходиться срочно искать ближайший порт для ремонта. А противники в это время не стоят на месте. |
Числа, логика и немного удачи
Известно, что большинство абстрактных игр являются волшебным средством не только для развития чувства числа, внимания, логического мышления, умения складывать и вычитать целые числа, но еще и тренируют ряд личных качеств, к примеру - терпение.
1972 г. Классика лингвистических настольных игр - к стартовому слову пристраиваются дополнительные буквы, участники могут образовывать все новые и новые слова, за каждое из них назначаются очки. |
Детский компьютер
Производственное объединение "Вятка", 1975 г. Игра может дать ответы на самые разные вопросы. Сколько будет 3+2? Какие рыбы водятся в наших реках? Как называются птицы, живущие в наших лесах и парках? Гугл нервно курит... |
ЭВМ "Малыш"
Издательство "Малыш", 1988 г. Электронно-вычислительная машина. Бумажная, правда - но любого ребенка с фантазией это не смущало. |
Лидер
Московский комбинат игрушек, 1985 Набор для игры в лото и шашки.
|
Йога
1980 г. Древняя индийская игра - считается, что она помогает сосредоточиться и тренирует сообразительность. Цель игры - побить максимальное количество фишек путем перешагивания их по вертикали или горизонтали. |
Берегись автомобиля!
Юные водители
издательство "Малыш", 1976 г. Симулятор автомобильного городка, закрепляет знания дорожних знаков и правил дорожнего движения. Учиться безопасному поведению на дорогах никогда не рано. |
Формула - 1
Кто же откажется стать участником "королевы автоспорта", Формулы-1? А уж тем более, устроить свой собственный домашний чемпионат по кольцевым автогонкам! В этой настольной игре, как и в настоящей Формуле-1, игроки пользуются болидами собственного производства. |
Мотокросс
Как можно догадаться по надписям, игра была изготовлена в Польше либо в ГДР. Что, однако, не влияло на ощущения юных гонщиков, мчащихся наперегонки друг с другом по извилистой трассе. |
Первые уроки экономики
Точно так же, как в разгар Великой Депрессии 1934-го года нашла свое место в умах людей игра в "Монополию", во времена Перестройки оказались "к месту" ее клоны. На фоне пустых прилавков, тотального дефицита и инфляции так приятно было почувствовать себя миллионером хотя бы на пару часов.
«Менеджер»
ООО «ФИРМА «ПЕТРОПАН», 1988 г. История «Менеджера» начиналась с резкой критики в прессе. В 1988 году дикой казалась мысль о том, что можно продавать и покупать государственные предприятия, тем более такие именитые, как «Дом Ленинградской Торговли», «Гостиный Двор». Да и сама игра по форме была очень непохожа к привычным в Советском Союзе ходилкам. Но, тем не менее, игра стала очень популярной у игроков совершенно разных возрастов. |
Резкая критика прессы, вызвав живой интерес к «Менеджеру» у читательской аудитории, подсказала мысль о телевизионной рекламе. Первая реклама игры в России! За всю историю Советского Союза - это был первый случай использования коммерческой рекламы на телевидении. Был сделан первый в России рекламный ролик. Телереклама «Менеджера», прошла по всем каналам ТВ. Успех игры был грандиозный. Вся страна не только узнала о новой игре, но и сразу же стала с увлечением играть. (
«Биржа», она же «Акционер»
журнал «Наука и жизнь», 1988 г. Игра создана киевскими любителями (А. Зырянов и др.) на основе разработанной в США игры «Брокер». Как подсказывает название, ход игровой партии имитирует игру на бирже, со всеми соответсвующими атрибутами: акции, контрольный пакет, банкротство, торговые операции. |
«НЭП»
1988 г. Еще один нелицензионный клон американской "Монополии", хотя в то время никто о самой идее лицензирования в Советском Союзе наверняка не задумывался. Игроки стремятся получить максимальную прибыль по вложенному капиталу и одновременно разорить своих конкурентов. |
Я получил эту роль...
Сейчас трудно поверить в то, что до недавнего времени в Советском Союзе просто не существовало понятия ролевой игры:
«Заколдованная страна»
кооператив «Осень», 1990 г. Первая ролевая настольная игра, выпущенная в самом конце советской эпохи, когда заграничные веяния все активнее проявлялись в жизни людей. К игровой карте прилагалась сотня карточек с монстрами, такая непохожая на привычные советские игры, и такая похожая на неизвестный тогда ещё “Dungeons & Dragons“, переделкой которой она и являлась |
Магия
В магии игроки воюют с темными силами, собирая 12 волшебных амулетов.
|
Кощеева цепь
Издательство "Янус", 1992 г. "Кощеева цепь" - это книга-игра, в которой сюжет развивается в зависимости решений и поступков читателя, как главного героя всех событий. К книге прилагался восьмигранный кубик с двумя дополнительными гранями: пустой и с изображением кольца.
Если хотите, можете поиграть в кости или карты, чтобы пополнить свои денежные запасы. - Переход на 218. Если возникло желание, можно подойти и поговорить с детьми, играющими на углу площади. - Переход на 190. Можно подойти к зевакам около показывающего свои фокусы пожирателя огня. - Переход на 210. Если хотите пересечь площадь и осмотреть кабак при постоялом дворе, вам предстоит переход на 123." (отрывок из книги) |
Ретроспектива: дети Советского Союза
«Советским детям с ранних лет говорили, что они должны учиться и работать, а играть совсем не надо. И дети не играли, а только учились и работали. Еще все дети одевались в одинаковую одежду… Хотя в принципе, мне кажется, это хорошо… В СССР были очень забитые дети». (Юля Остроушко)
«Все люди одевались одинаково. Существовала форма. В то время дети носили форму: девочки ходили в темно-коричневых юбках, блузках и красных галстуках, а мальчики — в темных брюках, белых рубашках и тоже красных галстуках». (Имя зачеркнуто)
«Мне жалко советских детей. У них не было компьютеров, не было игрушек. Взрослые им всегда говорили, что надо много работать. А когда надо было отдыхать, взрослые говорили им сходить погулять. Дети постоянно ходили по улицам. Это было единственное развлечение для детей». (Александра Мишахина)
Кроме упомянутых выше, для подготовки материала использовались также:
а также отдельные лоты с